МКОУ "Тебекмахинская СОШ"
Тебекмахи
  • Федеральная программа развития МКОУ "Тебекмахинская СОШ"

    «Проект аккумулирует лучшие практики, чтобы каждый ребенок мог получить качественное образование, где бы он ни находился, в какой бы школе ни учился». Сергей Кравцов «Школа Минпросвещения России» – проект Министерства просвещения Российской Федерации, призванный способствовать созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей (законных представителей) на основе единого образовательного пространства Российской Федерации, укрепления образовательного суверенитета1 нашей страны, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, применения достижений отечественной науки и технологий. Основной идеей «Школы Минпросвещения России» является ориентация на лучшие, передовые, наиболее эффективные отечественные практики в системе образования, обеспечивающие высокие образовательные результаты и формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, обеспечивающие преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Разработка и реализация проекта «Школа Минпросвещения России» обусловлены следующими предпосылками: 1 Образовательный суверенитет – элемент государственного суверенитета, предусматривающий реализацию независимой образовательной политики, опирающийся на отечественное научно-педагогическое наследие и лучшие российские образовательные практики, направленный на обеспечение высокого качества образования каждого обучающегося и реализацию его профессиональных, научных, творческих перспектив в России, а также достижение конкурентного преимущества отечественного образования и науки. 1 - необходимостью активизации работы, способствующей созданию условий получения доступного для каждого обучающегося качественного образования в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования, федеральными общеобразовательными программами; - потребностью, наряду со строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией зданий общеобразовательных организаций, в обновлении педагогических и управленческих технологий работы школьных команд 2 для создания мотивирующей образовательной среды, развития интересов, способностей и талантов обучающихся; - необходимостью обеспечения единства подходов и применения лучших отечественных практик в управлении образовательными организациями; - необходимостью повышения мотивации к обучению и помощи с профессиональным самоопределением разных групп обучающихся для развития кадрового потенциала и социально-экономического развития регионов; - необходимостью устранения дифференциации уровня и качества получаемого образования, выравнивания профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, синхронизации подходов к организации внеурочного времени, разработке учебно-методических материалов. ЗАДАНИЕ Выпишите из перечисленных выше предпосылок наиболее характерные для вашей школы, муниципалитета, региона. Подумайте, существуют ли не менее актуальные предпосылки, которые в предлагаемый перечень не вошли. Целью проекта «Школа Минпросвещения России» является содействие обеспечению единого образовательного пространства Российской Федерации через формирование благополучного школьного климата, развитие современной 2Школьная команда – коллектив педагогических работников и управленческих кадров, объединенных общими профессиональными ценностями и целями стратегического развития общеобразовательной организации в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики. 2 здоровьесберегающей мотивирующей образовательной и воспитывающей среды в каждой общеобразовательной организации, активизацию учебной, интеллектуальной, творческой, профориентационной и социальной деятельности, направленных на получение качественного образования каждым обучающимся, формирование национальной идентичности, традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение образовательного суверенитета России. Реализация проекта осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: - законности (реализация проекта, в том числе его внедрение в общеобразовательные организации, должна соответствовать требованиям действующего законодательства и не нарушать права и законные интересы участников образовательных отношений); - обеспечения качества образования (внедрение проекта должно обеспечивать достижение высоких образовательных результатов обучающихся); - добровольности и согласованности (участие общеобразовательной организации в проекте реализуется по инициативе школьной команды, совместно с обучающимися и их родителями (законными представителями), при поддержке учредителя и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования); - компетентности (подготовка и непрерывное организационно-методическое сопровождение школьных команд, участвующих в проекте); - партнерства и содружества (реализация проекта при участии всех заинтересованных сторон: общественности, работодателей, государственных и муниципальных органов и организаций, сетевых партнеров и др.); - соответствия основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 3 Для достижения поставленной цели разработан проект модели «идеальной школы», модели «Школы Минпросвещения России», определяющей оптимальные условия для получения качественного общего образования за счет: - создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития личности обучающегося; - единства процессов обучения и воспитания, реализуемых совместно с семьей и другими институтами воспитания; - применения здоровьесберегающих технологий и методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранения и укрепления здоровья; - развития личностных качеств, необходимых для решения учебных, практических, творческих и иных жизненных задач; - формирования российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности; - сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО? «Толковый словарь живага русскаго языка» Владимира Даля определяет школу, например, как «всякое положенье человека, где он волей-неволей приобретает находчивость, опытность и знание». Модель «Школы Минпросвещения России» разработана по результатам изучения эффективных управленческих и педагогических практик в системе образования, профессионально-общественного обсуждения и апробации, осуществленной в 2022 году3, которые позволили выделить критерии и показатели деятельности общеобразовательных организаций, обеспечивающие качественное образование, и структурировать их по пяти магистральным направлениям 3Оператор апробации проекта «Школа Минпросвещения России» в 2022 году – ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования». 4 («Знание», «Воспитание», «Здоровье», «Профориентация», «Творчество») и трем ключевым условиям («Образовательная среда», «Школьный климат», «Учитель. Школьная команда»). Магистральное направление «Знание» предусматривает предоставление каждому обучающемуся качественного общего образования и гарантирует ему достижение максимально возможных образовательных результатов на основе лучших традиций отечественной педагогики, предполагающих реализацию углубленного и профильного обучения, проектной и исследовательской деятельности, в том числе с применением электронных образовательных ресурсов, обеспечение объективной внутренней системы оценки качества образования. Магистральное направление «Воспитание» предусматривает развитие личностных качеств обучающихся в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания на основе российских традиционных духовно нравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в российском обществе, формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Константин Ушинский к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Магистральное направление «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающего потенциала общеобразовательной организации на основе применения специальных технологий и методик обучения и воспитания, в том 5 числе адаптивных, направленных на гармоничное физическое и психическое развитие, социальное благополучие, сохранение и укрепление здоровья и обеспечение личной безопасности обучающихся. Магистральное направление «Профориентация» предусматривает сопровождение осознанного отношения обучающихся к профессионально трудовой сфере, основанного на создании условий для формирования у них набора компетенций, необходимых для успешного самоопределения и общей внутренней готовности к разрешению проблем профессиональной жизни, с использованием системы профессиональных проб, сетевых программ с колледжами и вузами, сотрудничества с семьей, с участием работодателей и заинтересованной общественности в целях обеспечения социально-экономического развития и суверенитета России. Магистральное направление «Творчество» предусматривает создание условий и ситуаций успеха созидательной деятельности, способствующих максимальной реализации потенциальных возможностей и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучающихся для успешного развития интеллекта, таланта, творческих способностей, созидательной позиции личности как субъекта общественной деятельности. Ключевое условие «Учитель. Школьная команда» предусматривает поддержку и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников (непрерывное профессиональное развитие, наставничество, адресная помощь и сопровождение) и максимальное использование потенциала каждого члена команды, постоянную коммуникацию и укрепление коллегиального сотрудничества, высокий уровень взаимопонимания в коллективе, направленных на достижение общих целей наиболее эффективными и действенными способами. Ключевое условие «Школьный климат» предусматривает формирование уклада общеобразовательной организации, поддерживающего ценности, 6 принципы, нравственную культуру, создание безопасного и комфортного для всех и каждого образовательного пространства, обеспечивающего атмосферу доброжелательности, доверия, требовательности и заботы о каждом, включающего нормы, ценности и ожидания, которые поддерживают чувство физической, эмоциональной социальной безопасности и способствуют благополучному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся как полноценных членов общества. Ключевое условие «Образовательная среда» предусматривает создание современной мотивирующей образовательной среды как инструмента социализации детей, проектируемого совместно участниками образовательных отношений как пространство развития обучающихся, создающего возможность их участия в принятии образовательных решений, формирующего инициативность, осознанность, самостоятельность и ответственность, являющегося действенным инструментом становления субъектной позиции обучающихся. Магистральные направления, ключевые условия, соответствующие критерии и показатели образуют систему ориентиров деятельности общеобразовательных организаций и основных ожидаемых результатов ее развития, механизмы, пути и способы достижения которых могут быть уникальными и неповторимыми, зависящими от потенциала школьных команд, конкретных алгоритмов их деятельности, в том числе учитывающих региональную, местную и иную объективную специфику. ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Можно ли среди магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпросвещения России» выделить какое-то одно, являющееся основным, системообразующим? Модель «Школы Минпросвещения России» предполагает три уровня соответствия (базовый, средний, высокий), каждый из которых предполагает обеспечение соблюдения ряда требований по принципу приращения, то есть 7 средний уровень предполагает соблюдение требований базового и ряда дополнительных требований, а высокий в свою очередь – соблюдение требований среднего уровня и дополнительных требований. Определение уровня соответствия общеобразовательной организации осуществляется школьной командой самостоятельно путем проведения самодиагностики, по результатам которой определяется ее соответствие одному из уровней либо несоответствие никакому из них. Переход школы от одного уровня к другому производится посредством реализации школьной командой системы конкретных мероприятий, включенных в программу развития образовательной организации, постоянного мониторинга эффективности принимаемых мер и оперативного внесения корректив в случае необходимости. Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню «Школы Минпросвещения России» (в том числе базовому) не предполагает и не должно приводить к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы работников и т. п. Первоначальная оценка состояния образовательной организации (определение уровня, на котором она находится сейчас) является инструментом самодиагностики школьной команды в целях определения сильных и слабых сторон, направлений развития, выделения (при необходимости) специфических черт школы, то есть той информации, без которой невозможно эффективное принятие управленческих решений, в том числе кадровых и финансовых. На основе полученной информации разрабатывается комплекс задач (включаемый в программу развития школы), решение которых направлено на формирование потенциала дальнейшего развития (в том числе достижение следующего уровня «Школы Минпросвещения России»), и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего управленцев, педагогов, школьников, родителей, заинтересованную общественность. 8 ЗАДАНИЕ Найдите на официальных сайтах в сети «Интернет»: программу развития вашей школы, программы развития образования муниципалитета, региона, изучите их. Общеобразовательные организации, достигшие по результатам самодиагностики высокого уровня, а значит, подтвердившие и высокий профессиональный статус школьных команд, способных эффективно разрабатывать и реализовывать программы развития, определяя целевые установки, также являются школами-образцами, школами ‒ лидерами проекта «Школа Минпросвещения России», транслирующими свой опыт, в том числе в качестве стажировочных площадок. ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Как сделать процедуру самодиагностики общеобразовательных организаций максимально

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике